Возникшее в античности искусство каменной мозаики и инкрустации получило бурное развитие в эпоху Возрождения. Особенно преуспели в этой области итальянские шлифовальщики.
Мозаика представляет собой разновидность живописи, где роль красок выполняют небольшие разноцветные кусочки камня, а роль холста – потолки, стены, полы и другие поверхности. Царство камней невероятно богато цветами и оттенками, поэтому единственное, чем ограничиваются возможности мастера. – его собственное навыки и терпение.
Инкрустация отличается от мозаики тем, что кусочки камня не кладут сверху на цемент, а врезают в углубления в цельном камне или в другом материале (например, металле), который служит фоном. Готовые мозаики и инкрустации сошлифовывают до общего уровня и полируют.
Новый этап в развитии этого искусства начался в семнадцатом веке. И связан он с Россией, располагавшей большими запасами цветных поделочных камней. На построенной ещё Петре 1 Петергофской алмазной мельнице (позднее – гранильной фабрике) были выполнены одни из самых замечательных мозаичных работ, дошедших до нашего времени. По повелению императора Александра 2, очень любившего природный камень, мастера этой фабрики реставрировали в Эрмитаже древний мозаичный пол, доставленный из развалин храма Святого Владимира в Херсонесе. В1872 г. на Московской политехнической выставке демонстрировались два уникальных стола, также изготовленных петергофскими умельцами для царской семьи. На крышке одного из них лежали рассыпанные гроздья винограда. Его листья, вырезанные из нежно – зелёного нефрита были сделаны столь искусно, что почти не отличались от настоящих.
Русские шлифовальщики 18-19 веков подняли камнерезное искусство на небывалую дотоле высоту. На гранильных фабриках Колывани (Алтайский край) и Екатеринбурга в 19 веке было изготовлено более 300 прекрасных больших ваз, в том числе знаменитые вазы из калканской (месторождение близ озера Калканское) яшмы работы прославленных русских крепостных мастеров Коковина и Налимова. Помимо ваз в Эрмитаже экспонируется около 100 чаш, столешниц и торшеров из яшмы.
Всемирную известность получили великолепные дворцы Санкт — Петербурга, возведенные в этот период,— Зимний, Строгановский, Мраморный, а так же дворцы Царского Села, Перегофа и Павловска. На их внутреннюю облицовку пошли разнообразные мраморы, яшма, кварциты, малахит, лазурит, родонит и другие цветные камни России и Италии.
Особой любовью у русских умельцев пользовалась уральский малахит. Замечательные вазы, столешницы, подсвечники и письменные приборы из него хранятся ныне в Малахитовом зале Эрмитажа. При изготовлении этих изделий древняя мозаичная техника была значительно усовершенствована и даже получила название русской.