Интерьер избы был максимально простым. В нем целесообразно размещались самые необходимые для жизни предметы. Основное пространство занимала духовая печь. Она в основном располагалась справа или слева от входных дверей. Стол всегда находился в углу по диагонали от печи. На нем неизменные атрибуты — чайные сервизы и угощения, а над ним висели иконы. Вдоль стен ставили неподвижные лавки. В задней части избы от печи до боковой стены устраивались деревянные полати.
Передний угол избы, где помещался стол и иконы, считался чистой парадной половиной. Пространство около двери и печи носило название «печной угол». Середина помещение использовалась как рабочее место. В сознании народа закрепилось, что передний угол избы указывает направление на юго-восток. Это место было для крестьян святым — здесь молились Богу. Печной угол обозначал северо-запад. Его считали темным местом. Здесь жил домовой. Через печную трубу в дом могла влететь ведьма или в виде огненного змея дьявол.
Следует сказать, что разделение пространства избы на отдельные участки, с точки зрения энергетики дома, было весьма целесообразным. А так как предметов мебели и других объектов было минимальное количество, то можно проанализировать, как вели себя потоки энергии в пространстве крестьянского жилища.
Основным генератором энергии в избе была русская печь. Она служила для отопления жилья и приготовления пищи. Печь имела форму куба с примерными размерами 1,8х1,6х1,7 м. Верхняя часть ее использовалась для лежанки. Тепло, выделяемое при сгорании дров, использовалось для поддержания необходимой температуры в помещении. Небольшая часть тепла уходила на нейтрализацию холодного воздуха около двери при ее открывании. Поэтому основной поток энергии печи распределялся на весь объем жилого пространства. Печь считалась самым эффективным способом при лечении любых заболеваний. А если заболевал ребенок, то его на время засовывали в протопленную, но достаточно остывшую печь.
Русская печь служила главным атрибутом многих обрядов. Во время родов открывали окна, двери, сундуки, замки и печную заслонку. Этими действиями имитировалось полное открытие родовых путей женского организма. Такой магический ритуал должен был способствовать скорому разрешению от беременности. В местностях, где не было бань, люди мылись в ней. А женщины рожали детей тоже в этом универсальном пространстве. В ней происходил обряд очищения невесты перед вступлением в брак. Это действо носило название «невестина баня». Такое универсальное применение печи возвышало ее над всеми объектами и предметами домашнего быта сельских жителей.
Другим, не менее важным элементом избы была дверь. Ее изготовляли из дуба, отличающегося большой прочностью. Нередко двери делали узорными из кованого железа. Дверь, соединявшая сени с жилым помещением, открывалась всегда в сторону сеней. С точки зрения мифологии русского народа, дверной проем — это место соприкосновения внешнего мира и внутреннего пространства жилья. Принято было считать, что стены дома защищают человека, делают неуязвимым его самого, его семью и его род. Внешний же мир, расположенный вне пределов строения, рассматривался как мир враждебный, в котором живут существа, готовые навредить человеку. Выходя через двери из дома, человек лицом к лицу встречается с этой враждебной силой. Поэтому и возник обычай присесть перед дальней дорогой около двери на лавку и прочесть краткую молитву.
Считалось, что дверной проем мог быть использован нечистой силой для проникновения в дом. Чтобы противостоять этому, проводили его очищение. Наиболее распространенный способ был таким. В день Богоявления (Крещения) двери окроплялись крещенской святой водой. На них углем или мелом рисовали кресты. С целью защиты от нечистой силы к порогу прибивались случайно найденные нож или обломок косы. Настоящая подкова прибивалась над входной дверью.
Таким образом, пространство русской избы организовывалось по определенным законам, которые регулировали энергетические потоки внутри жилого помещения. Строгое их выполнение гарантировало постоянную гармонию между предметами мебели и людьми, живущими в избе.