Дворец каталонской музыки (The Palau de la Música Catalana) — это концертный зал в Барселоне, построенный в каталонском модернистском стиле архитектором Луисом Доменек-и-Монтанером. Дворец был построен между 1905 и 1908 годами для хорового общества Orfeó Català, которое было ведущей силой в каталонском культурном движении. Дворец был открыт 9 февраля 1908 года. В 1997 году Дворец каталонской музыки был объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Дизайн Дворца типичен для каталонского модернизма, в котором кривые преобладают над прямыми линиями, динамические формы предпочтительнее статичных форм, а богатое украшение, которое подчеркивают цветочные и другие органические мотивы, используется очень широко. Однако следует отметить, что в отличие от многих других зданий, построенных в стиле модернизма, дизайн Дворца в высшей степени рационален. Он уделяет самое пристальное внимание функциональности и широко использует самые современные материалы и технологии, которые были доступны в начале 20-го века (например, стальные каркасы). Как говорил Бентон (1986): «Для глаза, не привыкшего к архитектуре Барселоны, впечатление от беспорядка орнамента, лишенного какой-либо логики или контроля, кажется подавляющим. И все же здание следует именно увещиваниям архитектурных рационалистов. Структура в кирпиче и железе четко выражена». Собственно, стены Дворца являются первым примером конструкции навесных стен.
Богатое украшение фасада Дворца, которое включает в себя элементы из многих источников, в том числе традиционной испанской и арабской архитектуры, успешно сочетается с конструкцией здания. Выступы из красного кирпича и железа, мозаики, витражи и глазурованные плитки были выбраны и расположены так, чтобы придать ощущение открытости и прозрачности. Даже массивная скульптурная группа Мигеля Блейа, символизирующая каталонскую музыку на углу здания, не мешает взору.
Тон второму этажу задают две колоннады главного фасада. Каждая колонна покрыта уникальными разноцветными глазурованными фрагментами плиток, в основном с цветочными узорами. Вершина украшена канделябром, который ночью пылает светом. Над колоннами стоят большие бюсты Джованни Пьерлуиджи да Палестрины, Иоганна Себастьяна Баха и Людвига ван Бетховена на главном фасаде и Рихарда Вагнера сбоку. Верх главного фасада украшает большая аллегорическая мозаика Луиса Бру, представляющая членов Orfeó Català, но ее невозможно увидеть с узкой улочки.
Бывшие окна касс, которые расположены в центральной колонне, представляют собой красивые концентрические арки, украшенные цветочными мозаиками из различных материалов, созданных Луисом Брю.
Фотографии предоставлены GorissenM, Heather Ramsden.
Потолок вестибюля украшен глазурованными керамическими молдингами, которые расположены в форме звезд. Из вестибюля, слева и справа, великие мраморные лестницы поднимаются между венценосными лампами на колоннах, чтобы вывести посетителей на второй этаж. Балюстрады лестниц, также мраморные, опираются на необычные прозрачные желтые стеклянные балясины. Нижняя сторона лестниц покрыта плитками, которые образуют поблескивающие навесы по обе стороны вестибюля.
Концертный зал Дворца, вмещающий около 2200 человек, является единственным в Европе зрительным залом, в дневное время полностью освещенным за счет дневного света. Стены с двух сторон состоят в основном из витражей, установленных в великолепных арках, а над головой — огромный просвет из витража, спроектированный Антони Ригалтом, центральным элементом которого является перевернутый купол в золотых оттенках, окруженный синим цветом, который указывает на солнце и небо.
Доминирующей темой в роскошном скульптурном декоре концертного зала является хоровая музыка, что можно было ожидать в аудитории, созданной хоровым обществом. Хор молодых женщин окружает «солнце» в витражном просвете, а бюст Ансельма Клаве, известного хор-директора, который сыграл важную роль в возрождении каталонских народных песен, находится на левой стороне сцены под каменным деревом. Сидящие под этой статуей скульптурные девушки поют каталонскую песню Les Flors de Maig.
Вся арка над фасадом была выполнена скульпторами Дидаком Масаной и Пабло Гаргалло. С правой стороны изображена поездка валькирий в опере Вагнера «Валькирия», оперу, в которой женский хор поет с большой музыкальной силой. Под валькириями и двумя дорическими колоннами — символом классического искусства — стоит бюст Бетховена. Таким образом, арка представляет народную музыку слева и классическую музыку справа, обе объединены в верхней части арки.
В полукруг по бокам задней части сцены фигурируют 18 молодых женщин, известных в народе как музы (хотя в греческой мифологии всего девять муз). Монотонные верхние части тела женщин выступают из стены, а их нижние части изображены красочными мозаиками, которые образуют часть стены. Каждая из женщин играет на своем музыкальном инструменте, и каждая из них одета в свою юбку, блузку и головной убор сложного дизайна. Верхние части тела были созданы скульптором Эусеби Арнау, а мозаичная работа была выполнена Луишем Бру.
Скульптуры крылатых лошадей, которые занимают руководящее положение на верхнем балконе, выполнены в честь Пегаса, лошади греческой мифологии, которая является символом высокого полета фантазии. На Пегасе приезжали музы, когда их призвал их отец Зевс, чтобы быть рядом с ним на горе Олимп.
Фотографии предоставлены Stuart Pinfold.