Особняк, построенный в 1904—1906 годах, располагается в Санкт-Петербурге на Кронверкском проспекте. Проект особняка в стиле «северный модерн» был выполнен архитектором А. И. фон Гогеном для балерины Матильды Кшесинской. Декором интерьеров занимался архитектор А. И. Дмитриев.
Во время Февральской революции 1917 года Кшесинская покинула особняк. С 3 (16) апреля 1917 по 4 (17) июля 1917 здесь работал В. И. Ленин. После Октябрьской революции до 1938 года в особняке размещались учреждения Петросовета, Институт общественного питания и ленинградское отделение Общества старых большевиков. С 1938 года в особняке размещался музей С. М. Кирова, а затем, с 1957 года, музей Великой Октябрьской социалистической революции. В это время по проекту архитектора Н. Н. Надёжина особняк Кшесинской был соединён с особняком В. Э. Бранта, построенного в 1909 году по проекту архитектора Р.Ф. Мельцера. После 1991 года в здании располагается Музей политической истории России.
В советское время внутренний декор особняков был утрачен, но начиная с середины 1980-х годов частично восстановлен.
Фасад
Для отделки фасадов особняка Кшесинской использовались красный и серый гранит, облицовочный кирпич, майоликовая плитка, а также декоративная ковка.
Фасады особняка Бранта выложены белой плиткой, украшены лавровыми венками и щитами тевтонских рыцарей.
Главный фасад особняка Кшесинской обращен на Кронверкский проспект, однако здание не имело входа с улицы. Необходимо было пройти через ворота в небольшой дворик, а затем по парадной лестнице подняться в холл — ротонду.
Внутренний атриумный двор с кассами.
Витражи на фасаде в стиле соцреализма.
Парадная лестница особняка Кшесинской и ротонда
Белый зал
Из мемуаров Ф. Кшесинской:
План я заказала очень известному в Петербурге арх. Александру Ивановичу фон Гогену и ему же поручила постройку. Перед составлением плана мы вместе обсуждали с ним расположение комнат в соответствии с моими желаниями и условиями моей жизни. Внутреннюю отделку комнат я наметила сама. Зал должен был быть выдержан в стиле русского ампира, маленький угловой салон — в стиле Людовика XVI, а остальные комнаты я предоставила вкусу архитектора и выбрала то, что мне более всего понравилось. Спальню и уборную я заказала в английском стиле, с белой мебелью и кретоном на стенах. Некоторые комнаты, как столовая и соседний с нею салон, были в стиле модерн.
Кабинет и бильярдная
Гостиная
Балкон в гостиной.
Лестница на второй этаж
Второй этаж — кабинет Ленина
Балкон, с которого Ленин произносил речи
Парадная лестница особняка Бранта
B 1910 г. рядом с особняком Кшесинской по проекту архитектора Р. Ф. Мельцера был построен особняк потомственного почетного гражданина В. Э. Бранта, занимавшегося поставкой леса и пиломатериалов, члена правления Кемского лесопильного завода, члена правления Российско-баварского пивоваренного общества «Бавария» и товарищества Беломорского лесного завода.
Парадный вестибюль, отделанный искусственным мрамором, выполнен в неоклассическом стиле с использованием форм модерна.
Гардеробная особняка Бранта
Гардеробная декорирована метлахской плиткой на стенах и английской плиткой на полу.
Приемная Бранта и дубовая лестница
Здесь располагалась приемная Бранта. Рисунок витражей предположительно выполнен по эскизам художника Петрова-Водкина.
Готическая приемная в особняке Бранта
Декор потолка выполнен из папье-маше.