Шигеру Бан — 56-летний японский архитектор, известный строительством приютов для беженцев в областях затронутых катастрофами и стихийными бедствиями в течение последних 20 лет, лауреат Притцкеровская премии 2014 года.
Притцкеровская премия — самая престижная архитектурная премия, лауреаты которой становятся в ряды самых востребованных архитекторов планеты. Впервые премия была вручена в 1979 году и для почти 40 награжденных, фраза победитель «Pritzker-prize» навсегда соединила их имена с признанием таланта.
Лауреатом премии в 2014 году стал Шигеру Бан, 56-летний японский архитектор, известный строительством приютов для беженцев в областях затронутых катастрофами и стихийными бедствиями в течение последних 20 лет. Председатели жюри отметил чувство ответственности и позитивные шаги Шигеру Бана при создании архитектурных качеств для удовлетворения потребностей общества и оригинальный подход к гуманитарным проблемам.
В интервью за несколько дней до официального анонса, Шигеру Бан сказал, что он был очень удивлен. Однако было бы трудно себе представить другого архитектора, который более совершенно воплотил в себе текущее настроение в архитектуре, которое способствует широкой социальной актуальности. В тоже время Шигеру Бану удается создавать проекты, которые изысканно красивы.
С самых ранних проектов оказания помощи при стихийных бедствиях, Шигеру Бан показал, как даже самые дешевые материалы — бумажные тубы, пивные ящики, контейнеры — могут служить для создания конструкций не лишенных чувства меры, объема и утонченных деталей. Для его Paper Log House, разработанного после землетрясения в Кобе в 1995 году, он использовал картонные тубы и холстяную крышу, сложенную как оригами.
Такие же дома были возведены при последующих землетрясениях в Турции в 1999 году и Индии в 2001 году. После цунами в 2004 году, он помог восстановить рыбацкий поселок в Шри-Ланке, используя при проектировании такие местные материалы, как кирпичи из прессованной земли, кокос и тиковое дерево. Он спроектировал начальную школу в Китае после землетрясения в провинции Сычуань в 2008 году.
Совсем недавно, после разрушительного землетрясения в 2011 году в Крайстчерче (Новая Зеландия), Шигеру Бан и некоммерческая организация Voluntary Architects’ Network, которую он основал, восстановили часть викторианской готической церкви используя картон. Картонный собор, предназначенный в качестве временного места сбора прихожан, вызвал всеобщее восхищение.
Отмечая, что хотя собор и сделан из картона с покрытием достаточно крепким, чтобы простоять по крайней мере 50 лет, Шигеру Бан сказал: «Качество здания не зависит от качества материалов. Оно зависит от качества пространства, которое создается объемом, светом и тенью».
Кроме международной деятельности по помощи беженцам, Шигеру Бан участвовал и в громких культурных проектах, его работу можно увидеть в Нью-Йоркском Музее Современного Искусства, Центре Помпиду — Метц и Художественном музее Аспена.
Что интересно, что даже при работе на престижные музеи, Шигеру Бан осуществляет тот же подход, который он использует с приютами — внедрение экономичных материалов, совмещенное с мастерством исполнения и интенсивного использования природных световых эффектов.
Можно было бы сказать что это традиционные аспекты японского дизайна, но Шигеру Бан получил архитектурное образование в Америке — он обучался в Нью-Йоркском Cooper Union и в Institute of Architecture в Лос-Анджелесе. Шигеру Бан говорил, что его японское влияние исходило от Рихарда Нойтры, Рудольфа Шиндлера и посещения Case Study Houses в Калифорнии, где есть связь между пространством внутри и снаружи. Также он говорил о влиянии финского архитектора Алвара Аалто.